- Что такое капитальный ремонт двигателя
- Что входит, что меняют
- Обкатка двигателя после капремонта
- Капитальный ремонт двигателя или контрактный двигатель: что лучше
- Что такое капитальный ремонт двигателя
- Когда нужно делать капитальный ремонт двигателя
- Сколько ходит двигатель после капитального ремонта
- Что входит в капитальный ремонт двигателя: что меняют
- Съем двигателя и полная его разборка с последующей диагностикой
- Работы по восстановлению и расточке
- Сборка двигателя после капитального ремонта
- Обкатка
- Обкатка двигателя после капитального ремонта
- Капитальный ремонт двигателя или контрактный двигатель: что лучше
Что такое капитальный ремонт двигателя
Капитальный ремонт двигателя — это процесс приведения его ключевых параметров в заводское, или предусмотренное руководством по ремонту состояние. Вопреки расхожему мнению, точечные работы, пусть даже производимые с частичным разбором двигателя (замена поршневых колец, вкладышей коленвала и т.п.) капремонтом не являются. Капитальный ремонт предполагает съем агрегата с автомобиля с последующим полным его разбором и контролем множества параметров. После чего все не попадающие под заложенные изготовителем допуски и нормы детали ремонтируются или заменяются.
Когда нужно делать капитальный ремонт двигателя
Какого-то однозначного порога по километражу или возрасту, предписывающего отправить мотор на капремонт, не существует. Да, производители часто называют расчетный километраж в графе «пробег до капремонта», но это очень большая условность. И даже официальные руководства прямым текстом не предписывают сразу разбирать мотор при определенных симптомах. Тем не менее, показаниями к капитальному ремонту двигателя будет следующие сигналы.
- Очень высокий угар масла. Здесь стоит ориентироваться на предписанные нормы производителя, т.к. универсального мерила данного параметра не существует. Для одних двигателей максимальным считается угар в 500 мл на 10 000 км, а для других даже расход в 2 литра на тот же пробег лежит в пределах допуска. В общем случае имеет место следующая тенденция: чем старше поколение мотора, тем меньший «масложор» считается нормой. Но, повторимся, отталкиваться необходимо не от собственных ощущений или советов соседей по гаражу, а от руководства по ремонту. В абсолютном большинстве случаев именно там прописаны нормы расхода масла.
- Ухудшение эксплуатационных характеристик и приемистости двигателя. Сюда относится широчайший список показателей, как то: разгонная динамика, шумность работы, уровень вибрации, легкость холодного пуска и т.п.
Стоит помнить, что рост масляного аппетита может быть и не связан с критическим износом мотора в целом. Часто виной являются задубевшие (или слетевшие) маслосъемные колпачки, забитый маслоотделитель или иные причины, которые устраняются кратно проще и дешевле, нежели «капиталкой». Да и в остальных случаях, при появлении тревожных симптомов крайне важно точно установить их источник, который может лежать на поверхности. Поэтому, грамотная диагностика симптомов — без преувеличения, важнейший этап, предшествующий принятию решения о капремонте.
Сколько ходит двигатель после капитального ремонта
Если под капремонтом понимать именно полноценное восстановление двигателя по всем правилам и нормам, впоследствии мотор вполне способен проехать 100, 150 и даже 200 тысяч километров. Более того, специализирующиеся на подобных видах работ фирмы вполне уверенно дают гарантию на 50-100 тыс. км или пару лет. Фактически это соответствует (или очень приближено) к условиям заводской гарантии. Конечно, всегда есть момент добросовестного исполнения данных клиенту обязательств со стороны исполнителя. Однако будем объективны: даже с официальными дилерами владельцам свежих автомобилей часто приходится «воевать» с гарантийным отделом. По вполне очевидным, казалось бы, неисправностям.
Что входит в капитальный ремонт двигателя: что меняют
Несмотря на принципиально различающуюся стоимость для разных моторов, типичный капремонт включает следующие базовые этапы.
Съем двигателя и полная его разборка с последующей диагностикой
Производится осмотр и дефектовка важнейших деталей с промером специальным контрольно-измерительным инструментом. После чего специалистом выносится вердикт, предопределяющий дальнейший фронт работ и приблизительную стоимость всех процедур.
Основные «действующие лица» данного этапа следующие.
- Цилиндропоршневая группа (ЦПГ) и блок цилиндров. Поршни и цилиндры осматриваются на предмет деформаций и подвергаются контрольным измерениям. Оценивается состояние хона зеркала цилиндра. Также проверяют состояние пальцев. Поршневые кольца априори идут на замену, вне зависимости от состояния. По результатам осмотра и серии измерений принимается решение о необходимости расточки или гильзовки блока — все зависит от конструктивных особенностей ДВС. Ревизии подвергается привалочная плоскость блока, очищается рубашка охлаждения и маслоканалы. Промеряется коленчатый вал, шатуны проверяют на наличие деформаций. Заменяются вкладыши — обычно на ремонтные размеры. Осматривают детали маслонасоса для оценки его состояния и необходимости замены. Наиболее дорогой вариант ремонта предусматривает замену поршней и даже коленвала. Сам блок крайне редко нуждается в замене.
- Головка блока цилиндров. Здесь объем работ не меньший (а зачастую и больший), чем в блоке. Точно так же проверяется и выравнивается привалочная плоскость ГБЦ, очищаются каналы подачи масла и охлаждающей жидкости, впускной и выпускной каналы; очищаются и притираются места прилегания клапанов, оценивается состояние их направляющих. «Приговорить» могут и сами клапаны, если присутствует значительный износ или повреждения. Часто меняются гидрокомпенсаторы. При необходимости шлифуют постели и крышки распредвалов, а сами валы ревизируют на соответствие допускам по геометрии и степени износа. Меняется комплект ГРМ, включая привод (цепь/ремень, шестерни) и механизм натяжения.
- Поддон двигателя и сопутствующие компоненты. Оставшаяся и меньшая часть работы. Обычно поддон оставляют, просто очищая от налета и грязи. Заодно чистят фильтрующую сетку маслоприемника и его канал.
Список перечисленного далеко не полный и сильно варьируется в зависимости от модели двигателя и его состояния. И, разумеется, бюджета хозяина. Тем не менее, даже указанные пункты явно дают понять, что полноценный капремонт двигателя — это не просто «подкинуть кольца» и залить очищающую присадку. Фактически это полная реновация силового агрегата до состояния близкого к новому.
Работы по восстановлению и расточке
После проведения доскональной диагностики и согласования фронта работ с владельцем, наступает этап восстановления того, что не пошло под замену. Расточка, шлифовка, полировка, хонинговка — все эти операции должны проводиться на современном специализированном оборудовании по алгоритмам ремонтно-восстановительных бюллетеней производителя двигателя. К сожалению, вопреки популярным гаражным байкам, «бывалый дедушка-токарь», чинивший всю жизнь на советском станке двигатели от ВАЗ-2101, современному мотору сделает только хуже. Именно поэтому крайне важно заранее выяснить оснащенность сервиса, куда планируется отдавать мотор на капремонт. Конечно, в равной степени итоги восстановления зависят и от квалификации мастеров. Но в этом аспекте поможет только «сарафанное радио».
Сборка двигателя после капитального ремонта
Предпоследний этап. Еще раз стоит напомнить, что в случае такой сложной процедуры, как капремонт мотора, мелочей не бывает. И результат зависит от правильной сборки ничуть не в меньшей степени, чем от грамотных слесарно-токарных работ или подбора комплектующих.
Обкатка
Финальный штрих капремонта. И здесь уже ответственность полностью лежит на владельце.
Обкатка двигателя после капитального ремонта
В целом правила обкатки для откапиталенного двигателя во многом соответствуют заводским рекомендациям на обкаточный период нового автомобиля. С той лишь разницей, что отнестись к ним стоит с еще более пристальным вниманием. Дело в том, что каким бы современным не было ремонтно-восстановительное оборудование, и какими бы профессионалами не были сотрудники сервиса, точность обработки деталей все равно не достигнет конвейерного уровня. Именно поэтому обкатку мотора после капремонта следует проводить крайне аккуратно, в точности следуя рекомендациям фирмы, производившей все работы.
В отдельных случаях алгоритм и нюансы могут отличаться, но есть два универсальных положения.
- Двигаться максимально равномерно, не допуская слишком высоких и слишком низких оборотов, а также избегать езды внатяг и резких ускорений. Особенно критичны первые несколько сотен километров. На максимальную нагрузку двигатель можно постепенно выводить к 10-15 тысячам километров пробега.
- Не экономить на масле. Здесь также важно не поддаться мнениям из прошлого века. Одно из них гласит, что на период обкатки мотора можно в него лить почти что угодно: дескать, все равно масло поначалу менять каждые 500-1000 км. Это в корне неверно. Более того — напротив, именно первые циклы пробега являются определяющими. И дешевое масло, не обладающее нужным пакетом присадок, очень быстро приведет к задирам и прочим последствиям, сводящим на нет всю суть дорогостоящего капремонта.
Что до более конкретных рекомендаций, их способен дать лишь сервис, выполнявший процедуру.
Капитальный ремонт двигателя или контрактный двигатель: что лучше
Обобщающий вывод из вечного спора «капиталки» и «контракта» можно сделать следующий. Если средняя стоимость б/у двигателя на автомобиль невысока, предложение большое, а эксплуатация не предполагает долгих лет и больших пробегов — проще (и дешевле) взять контрактный двигатель. Если же владелец рассчитывает оставить машину на большой срок и хочет все сделать максимально качественно — однозначно лучше потратить время и деньги на профессиональное восстановление двигателя. Более подробно вопрос целесообразности покупки контрактного мотора мы рассматривали в одной из статей.