Ученики выпускных классов получат возможность выучиться на водительские права, не покидая парт
В Госдуме предлагают ввести в общеобразовательных школах предмет по основам безопасности дорожного движения и профессиональной подготовки водителей. Об этой инициативе «Парламентской газете» рассказал её автор, зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Бидонько.
Исправить недоразумение
По словам депутата, руководителя партийного проекта «Единой России» «Безопасные дороги», в современной школе Правила дорожного движения (ПДД) должны стать обязательным предметом. «Некоторые считают, что это станет дополнительной нагрузкой на школьников. Но эти знания просто необходимы в современной жизни. Не зря же в некоторых развитых странах в школах изучают не только ПДД, но и обучают вождению уже в 14 лет. У нас раньше тоже в школах преподавали автодело. Считаю, что к этому опыту следует вернуться», — отметил парламентарий.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма всегда решалась на основе комплексного обучения детей, начиная с дошкольного возраста. Однако, констатировал депутат, в новых редакциях законов «Об образовании» и «О безопасности дорожного движения», вопросы, связанные с обучением несовершеннолетних участников дорожного движения, отсутствуют.
Например, в законе «Об образовании» есть программы обучения для иностранных граждан и лиц без гражданства, для детей с ограниченными возможностями, для осуждённых подростков, для будущих врачей и деятелей искусства, но специальной программы по безопасности дорожного движения не предусмотрено. Между тем все вышеназванные категории объединяет одно — они являются участниками дорожного движения: как пешеходы или как водители. Но об этом в Минобрнауки почему-то забывают.
Сергей Бидонько предлагает исправить это недоразумение. Одновременно, по словам депутата, в Законе «О безопасности дорожного движения» следует уточнить, кто и на каком основании может обучать несовершеннолетних навыкам управления автотранспортных средств и допускать их до экзаменов.
Предполагаемый текст поправки в статью 26 пункт 3 Закона «О безопасности дорожного движения» гласит: «К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категорий «А», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения, указанные лица получают по достижении ими восемнадцати лет».
Детей надо учить дольше
«Преподавать детям надо по-другому, не как взрослым, зачитывая из книжки правила дорожного движения, — пояснила она. — Кроме того, обычный курс подготовки рассчитан на три месяца, но этого недостаточно для 16-17-летних. Как минимум девять месяцев нужно готовить».
Специалист подчеркнула важность инициативы в плане повышения безопасности дорожного движения. «На уроках автодела дети будут не только учиться управлять машиной, но и познавать культуру поведения на дороге, правила взаимоотношений между участниками движения — это огромный пласт воспитательной работы», — сказала она.
Эксперты Гильдии автошкол России также выступают за изучение в школах Правил дорожного движения, однако только в аспекте безопасности. «Для профессионального обучения водителей нужны специально оборудованные классы, машины, территория, — пояснил глава Гильдии автошкол России Сергей Лобарев. — Не каждая школа сможет себе это позволить. А вот научить детей, как должен вести себя пешеход, пассажир или велосипедист, для неё проблем не составит».
По словам эксперта, курс должен составлять не менее 36-72 часов в год. Причём это должен быть не факультатив, а официальный предмет, по которому ученики будут сдавать зачёт. В дальнейшем можно продумать специальную облегчённую программу в автошколах для курсантов, успешно прошедших курс ПДД в общеобразовательных школах, отметил Сергей Лобарев.